Когда я начинал познавать кайтинг, я перерыл весь инет для того чтоб найти ответы на свои вопросы как, например, почему летает кайт? Или почему в слабый ветер затянутый бар приводит к падению кайта, а в сильный к падению райдера
...
Я постарался написать об этом максимально просто и понятно.
Надеюсь текст ниже будет интересен и полезен.
Кайт работает по принципу крыла. По сути, это крыло и есть, просто оно не так явно выражено как, например, в самолете.
Если говорить по-умному, то он летит за счет разности давлений сверху и снизу, создаваемых за счет разности скоростей набегающих потоков сверху и снизу, умноженное на коэффициент угла атаки ветра к самому крылу (кайту). Иначе это называется подъемной силой.
Кайт все время стремится улететь в сторону от райдера, куда натянуты стропы.
Когда кайт весит в зените, его подьемная сила тянет нас вверх, когда мы переводим его в любую другое место ветрового окна, она тянет в ту же сторону.
Но тут ее принято уже называть не подьемной, а тяговой.
Как мы можем увеличить эту самю тяговую силу?
Можно либо увеличить скорость набегания воздушных потоков, либо увеличить угол атаки этих потоков на кайт, либо сделать и то и другое сразу.
Как увеличить скорость потока воздуха?
Если рассмотреть идеальный случай, и представить, что мы можем начать махать кайтом в окне не изменяя угол атаки, то в этом случае его скорость сложится со скоростью самого воздуха. И тем самым, суммарная скорость увеличится.
Это равносильно тому, как-будто бы добавили ветер. Как результат - кайт сильнее тянет.
Но в реальной жизни все немного сложнее и мы не можем перевести кайт из одной точки в другую, не изменив угол атаки.
Что с углом атаки?
Тут все намного проще...
Угол атаки - это положение поверхности кайта относительно ветра. Или насколько плоско кайт расположен к ветру.
Когда мы держим кайт в зените, не затягивая планку, то ветер обдувает его минимально. Грубо говоря, просто сливается сквозь него.
Но затянув бар, мы опускаем заднюю кромку кайта относительно передней. И тем самым увеличиваем проекционную площадь, в которую попадает ветер и, как следствие, увеличивем подьемную силу.
Как еще можно увеличить угол атаки?
Можно загнать кайт ближе к зоне максимальлной тяги. При этом опять же увеличивается проекционная площадь кайта для наполнения ветром. Но таким образом мы ее можем увеличить до максимума, загнав кайт в самый центр, там где он максимально "расправлен".
Есть ли смысл тянуть на себя планку в этот момент? Абсолютно никакого. Кайт и так максимально раскрыт и больше уже не получится.
Все вроде становится понятно когда берешь кайт и начинаешь с ним играться.
Но есть один нюанс, который я не мог понять...
В слабый ветер, когда кайт висит в краю окна и вот-вот упадет, возникает естественное желание затянуть бар...
Как результат кайт тут-же падает на землю!!!
Получается все совершенно наоборот.
Что произошло?
Тут вся штука в вихрях. Видели когда-то барашки на воде, образующиеся за веслом в момент гребка?
Вот такие-же барашки образуются за кайтом из-за его несовершенной аеродинамической формы.
См. картинку.
Когда кайт находится в зените, угол атаки минимальный и ветер его обтекает не закручиваясь, но стоит его (кайт) немного наклонить, как сразу вихревые потоки начинают срываться с передней кромки. Они, закручиваясь, создают разряжение за кайтом, в которое он и падает.
И чем больше мы зятягиваем бар, тем больше становятся барашки, и тем больше на кайт действует сила, которая тянет его вниз.