вот пожалста
ПОНИМАНИЕ ВЕТРА
за год катания за Перевалом в Шамони, мне пришло в голову, насколько глубокие познания метеорологии нам действительно
необходимы, чтобы по-настоящему оценить потенциальную опасность которую таит в себе наше занятие кайтингом. Как инструктор по парапланеризму, я должен был научиться понимать поведение ветра и передать эту информацию студентам чтобы свести на минимум вероятность полета в опасных местах.
Учитывая, что мы летаем на парафойлах и применяем их в холмистых или горных районах, информация эта так же применима и в кайтинге.
Для начала, попытаемся представить себе, что ветер ведет себя, как вода, то есть она течет над и вокруг препятствий на своем пути и пытается обходить эти препятствия по наиболее легкому пути. Некоторые эффекты, которые я буду объяснять, такие как ветровой градиент, эффект Вентури, динамическая подъемная сила и турбулентность, значительно влияют на пространство, в котором мызапускаем наши кайты.
В дополнение к этим эффектам, изменение погодных условий в больших масштабах, таких как фронтовой порыв (приближение гигантских кучевых облаков или грозовых туч), а также локальные эффекты, такие как термические потоки или смерчи, также оказывают огромное влияние на поведение окружающего нас воздуха.
ЗАВИХРЕНИЯ (роторы) и ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Управляя кайтом на пляже многие из вас заметили, что ветер, дующий с моря на берег намного более гладкий и чистый, чем ветер дующий от берега в море. Это вполне логично потому, что поток воздуха над океаном гораздо в меньшей степени зависит от препятствий, чем воздух, который прошел по суше и который сталкивался с холмами, зданиями, деревьями припаркованными машинами и т.д. Любой объект на пути воздуха будет мешать и отклонять его движение, и в зависимости от размера и формы
объекта и силы ветра, эти объекты будут нарушать ламинарность (однородность) потока воздуха, что приводит к завихрениям воздуха, называемых роторами.
Мы можем чувствовать эти роторы на себе стоя с подветренной стороны препятствия. Мы почувствуем мягкие и жесткие порывы и резкие изменения направления. Многие факторы влияют на то как далеко может распространяться область турбулентности, поэкспериментируйте с колдуном (ветровым носком). В зонах без турбулентности он будет развиваться плавно и гладко а не трепыхаться. Таким образом можно избежать этих областей порывистости. Много кайтеров сталкивались с этими эффектами и почуствовали на себе результаты запуска кайта в этих условиях. Необъяснимые перемены силы ветра от мощных порывов до полной остановки, также изменение направления ветра на 180 градусов. Это всё не так необъяснимо, если
они катались с подветренной стороны зданий или деревьев, или с подветренной стороны от отвесных скал или хребтов.
ВЕТРОВОЙ ГРАДИЕНТ
Это сравнительно легко для понимания. Когда воздух движется по поверхности нашей планеты, возникает трение с поверхностью, и всем что на ней находится, и его движение замедляется. Следовательно, воздух выше поверхности не так замедляется как воздух у поверхности. Проще говоря, чем выше мы подымаемся, тем выше скорость ветра.
Мы все это замечали и зачастую быть удивлены разницей между воздухом, который мы чувствуем лицом и сколько энергии и скорости ветра на высоте 25 м над нашими головами. Это и есть ветровой градиент и мы можем, следовательно, ожидать более сильного ветра на вершине холма, чем в его нижней части.
ЭФФЕКТ ВЕНТУРИ
Cледующий воздушный эффект, который вы, возможно, уже встречали, но не совсем поняли, это Вентури эффект. Представьте, шланг, конец которого вы немного зажали пальцами, блокируя часть выхода. То же количество воды
теперь выходит через меньшее отверстие, при этом, по законам физики, вода будет ускоряться. А теперь представьте, Вы едете на багги по пляжу, и береговой ветер дует через пляж. А за пляжем дальше по ветру скалы. Проход в скаллах обеспечит легкий выход для воздуха , и естественно весь воздушный поток будет стремиться вырваться через этот проход (в отличие от пространства до скалы),при этом скорость его возрастет, как в случае со шлангом. Вы также можете ощущать эффект вентури во время катания в горах. При подъеме вверх будет увеличение тяги в результате ветрового градиента, и, когда вы достигнете вершины, вы почуствуете дальнейшее увеличение тяги, вызванные тем что большой
объем воздуха, пытается обойти холм или гору, а сверху придавливается атмосферным давлением.Это и есть эффект Вентури.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОДЪЕМНАЯ СИЛА
Холмы и препятствия на пути ветра могут создавать роторы и турбулентности, если они не достаточно сглажены, чтобы позволить воздуху обтекать их. Но учитывая достаточно большие размеры холмов ветер может просто упереться в них и пойти на 90 градусов вверх тем самым создавая динамическую подъемную силу. Мы все видели чаек парящих без усилий вдоль скал гавани или над скалами. Так как они не машут крыльями, то должна быть какая то сила, поддерживающая их. Это подъемная сила, и вызвана она потокками воздуха, которые были вынуждены перейти от горизонтальной оси из-за холма, скалы или другой структуры на их пути. Если у нас есть ряд зданий, создающих барьер в конце нашего пляжа, в морской бриз, когда воздух течет в направлении этих зданий, он вынужден подняться над ними вертикально. В результате появляются области восходящего воздуха, которые могут значительно распостраняться против ветра, и еще больше распостраняться в высоту.
Один из основных методов полета эксплуатируемый птицами, он же представляет большую опасность для лендкайтеров. Многие кайтеров были пойманы из попытке совершить прыжок и подымались все выше и выше, приземляясь гораздо дальше чем они этого хотели. Очень сложно определить подъемную силу воздуха, так как он невидим. Случай на Перевале в Шамони, заставил меня написать про это, так как мы были на постепенно увеличивающейся крутизне склона, что создвало невероятный подъем для Робби Уиттолла. Поток воздуха подхватил его в одной точке и увлек высоко над землей (см. фото). К счастью, как бывший чемпион мира попарапланерному спорту, он разбирался в динамических потоках и легко приземлился снова. Менее опытный пилот может полетел бы в этот день в Швейцарию.
Технология кайтостроения улучшается и кайт-производители совершенствуют свои продукты, кайты становятся более контролируемыми. Если мы собираемся быть пилотами, то лучше понять условия в которых мы летаем. Есть много книг и веб-сайты, где можно почерпнуть для себя гораздо больше этих нескольких слов, поэтому, пожалуйста, так и поступайте.
Попутного вам ветра и ясного неба.
Text and Photos by Gus Hurst
взято:
http://www.flyozone.com/snowkites/en/infozone/understanding-the-wind/