Титов с дебютом, если позволите... сам наверное постеснялся (такая вот аномальная врожденная застенчивость)...
Как обычно не без пинка и кривых исправлений с моей стороны, нарисовалась следующая картина маслом:
Помогите кайту жить дольше (ткань).
В Кайтсерфинге приобретение кайта,, пожалуй, одно из самых важных мероприятий! Еще бы! Вы становитесь счастливым обладателем не просто куска дорогой материи с клубком веревок, а верного друга и товарища как минимум на сезон, а то и два. И естественным является желание не потерять его раньше времени. Мы попробуем вкратце рассказать о некоторых нюансах эксплуатации и хранения кайтов. Ниже речь пойдет в основном про баллонные кайты, но с некоторой поправкой, все это применимо и к парафойлам.
Основную часть кайта шьют из ткани, имя которой «рипстоп». Вы ее легко узнаете - это легкая ткань наподобие болоньевой, из которого состоит центральная часть окон купола, имеет клетчатую фактуру за счет нитей усиления. По заднему краю кайта, на ушах, оболочках баллонов и в местах наибольшего напряжения, как правило, в современных кайтах используется более плотный материал – дакрон.
Для того чтобы ткань купола не пропускала воздух и была более «воздухонепроницаемой» используется целый ряд специальных пропиток. Наверное, каждый кайтер со стажем замечал, что если взять старенький кайт, которому несколько лет и он уже изрядно потрепан, то тяга на нем слабее, чем на таком же новом. Все дело в том, что со временем пропитки «выбиваются» из ткани, сама ткань изнашивается и она становится похожей на марлю – ветер дует и проходит сквозь нее.
При самом печальном раскладе купол кайта в прямом смысле слова становится марлей уже через сезон. Все это наглядно представлено на фото ниже:
Рецепты как продлить кайту жизнь [by Titoff]
Именно этот случай привел нас к Алексею Судаку (или Лешу к нам, если быть точным), директору парапланнерного и кайтового отделов украинского предприятия «Аерос».
С его слов, в данном конкретном случае ткань пришла в негодность из-за разницы плотности ткани: места покрытые черной краской имеют более плотную структуру. При полете кайта поверхность купола постоянно колеблется (так называемый флаттер), ткань с менее плотной структурой подвергается более частому изгибу в этом месте, чем плотная. Происходит эффект подобный тому, который возникает когда мы пытаемся сгибать и разгибать проволоку. С каждым разом она становится все податливей, но именно в одном и том же месте, в котором в конце концов и сломается. Так же и здесь – кайт вроде не падал, никто ножом не резал, сосед по споту машиной не наезжал, а ткань просто разорвалась без видимых причин. Вывод: визуально проверяйте места с максимальной нагрузкой (задняя часть купола) где меняется плотность ткани (состыковка дакрона и рипстопа, нанесенные крупные надписи и логотипы) по возможности при каждой каталке.
В парапланерской тусовке принято осматривать состояние купола и строп намного чаще и тщательнее, т.к. разрыв параплана в воздухе может привести к трагическим последствиям.
Так же Алексей дал несколько советов по поводу эксплуатации кайтов.
На ткань купола отрицательно воздействует целый ряд факторов. Ниже мы рассмотрим только самые основные:
- Высокая температура. При воздействии высокой температуры пропитка ткани испаряется и/или меняет свои свойства не в лучшую сторону.
По возможности не оставляйте кайты «жарится» на солнце, а также не забывайте их вынимать летом из багажника своего авто (особенно черного, оставленного на солце).
- Низкая температура (для сноукайтеров). При температуре ниже чем -5° С сама ткань и пропитка ткани становятся более хрупкими. Поломать (в прямом смысле этого слова) такую ткань очень легко. Пропитка при таких темперах перестает быть эластичной, легко ломается и «выпадает» из ткани. А вот владельцам парафойлов намного проще: в ткани их воздушного друга совсем другая пропитка. Она морозоустойчивая, расчитаная на то, что кайт будет эксплуатироваться при низких температурах, ниже -10°С, поэтому и рекомендуют зимой использовать парафойл.
При каталках зимой старайтесь поменьше ронять кайт. При собирании кайта после каталки не стоит его сильно сжимать и прессовать в рюкзак так, как будто вам надо засунуть еще несколько кайтов в этот рюкзак.
- Ультрафиолет. Особо говорить тут нечего: ультрафиолет очень сильно бьет саму ткань. Все мы видим как на солнце выгорают наши любимые футболки, шорты и кепки. Но это только видимое: ультрафиолет бьет и саму структуру ткани, что явно не делает ее крепче.
Старайтесь как можно меньше оставлять кайт на солнце. Если у вас несколько надутых кайтов, то сложите «стопкой» под один, например соседский, кайт. При этом будет страдать только верхний. Если вышли на перекур часика на два, то имеет смысл сдуть центральный баллон, свернуть кайт и положить его в тень. Не стоит забывать, что ультрафиолет проходит и сквозь тучи, так что не расслабляйтесь когда солнце спряталось за них.
- Сильный ветер на песке. При ветре более 10 м/с начинает мести песок. На пляже мы это чувствуем по ногам: колет и обжигает открытые участки тела. Тут опасность на берегу: когда вы положили кайт на песок, то он подвергается своеобразной «пескоструйной обработке». При этом «бьется» дакрон на центральном баллоне и рипстоп ближе к центральному баллону. Ну или как вариант любимое развлечение кайтеров на пляже при сильном ветре - бегать за кайтом, который забыли прогрузить на паркинге.
Поступайте так же как и в предыдущем случае: сложите кайты один под другой и не забывайте хорошо прижать верхний кайт.
Не стоит забывать о том, что после каталки кайт следует аккуратно сворачивать перед тем как засунуть его в рюкзак, но не слишком плотно (исключение разве что когда вы собираетесь на самолет и у вас совсем туго со свободным местом). Можно запихнуть купол в рюкзак и хаотично, как в стиральную машину, мотивируя это мудрой мыслью «чтоб складки в одном месте не образовывались», но места он займет больше, и порвать купол шансов у вас будет больше.
В общем-то все рассмотренные факторы это есть то, за чем мы гоняемся, чего мы ищем. Получается так, что мы приезжаем, чтобы отдохнуть, а на самом деле просто осознанно гробим кайты, которые целыми днями молча лежат под палящим солнцем, в песке, на колючках… Да, в процессе эксплуатации происходит естественный процесс износа, на который мы особо не можем влиять. Но если к этому еще добавить и небрежное отношении к кайту пока он находится на берегу, то его смерть настанет на порядок быстрее.
Ну и конечно не стоит забывать про палки, ветки, деревья, автомобили, столбы, мачты виндсерфов, камни и др.. При попадании кайта на эти предметы ткань купола становится только крепче. Все эти перечисленные предметы не только помогут вам в дальнейшем бережнее относится к кайту, но и заставят поискать ремонтную мастерскую для вашего змея.
Надеемся что несколько вышеизложенных простых советов помогут вам продлить жизнь вашему змею.
Берегите кайты, они хорошие.