Правила расхождения на воде – это те правила, которые написаны для стариков и зануд, стремящихся кататься безопасно. Нормальные перцы без бошки, использующие исключительно спинной моск, катаются где и как им угодно. Благо для окружающих, долго такие перцы обычно не живут – они либо переходят в разряд зануд, становясь менее дерзкими, либо…
С другой точки зрения, если вы понимаете ценность и уязвимость человеческого тела, стараетесь использовать его по возможности полностью (включая голову), а также вам уже приходилось задумываться об ответственности за свои поступки, то будьте добры потрудиться заучить эти нехитрые правила и использовать их по возможности так же часто, как пользуетесь, например, правилами дорожного движения при вождении автомобиля.
Несколько слов о том, с каких пор наступает этот самый момент кайт-ПРАВИЛьности. Практика показывает, что даже физически и морально крепкие ученики, проплатив деньги инструктору, тем самым полностью снимают с себя ответственность за свои действия и сознательно или подсознательно ставят себя в исключительное положение на споте. Причем такая дурацкая, но очень удобная убежденность, зарожденная во время обучения, имеет тенденцию оставаться потом на продолжительное время, обычно до какого-то случая, отрезвляющего или калечащего в зависимости от обстоятельств.
На самом деле все в жизни обстоит несколько иначе. Как только вам на глаза попались эти правила или как только вы услышали их с уст инструктора, тут же тяжелое бремя ответственности прижимает вас к земле еще сильнее, отбирая и без того угнетенное другими правилами стремление мгновенного полета прямо здесь и сейчас. Естественно, требовать невозможного от вас прямо на обучении никто не собирается, но с другой стороны, часто ли у вас возникала идея на обучении вождению использовать левую полосу для движения? В таком ракурсе разговор об сроках действия и ответственности слегка неуместен. Так что если ситуация нуждается в решении, то мобилизируйте свои хладнокровность и мужество. Вкупе со знаниями и навыками элементарные действия (или бездействия), с которыми Вы уже были ознакомлены /ИМННО ТЕ, О КОТОРЫХ НАВЕРНЯКА ВСКОЛЬЗЬ И возможно ПОЛУШУТЯ ГОВОРИЛ ЧТО-ТО ИНСТРУКТОР/ могут помочь выйти из создавшейся ситуации достойно, мудро и безболезненно независимо от вашего статуса в кайтбординге.
Ответственность за соблюдения правил райдеров, закончивших курс обучения, лежит прежде всего на их совести или в следах «благодарностей» от потенциальных «почитателей таланта» любителя попрыгать в зоне обучения, «поподрезать», лихо без оглядки поразворачиваться, и замесить свой кайт в чужие стропы.
Давайте начнем с самых простых, интуитивно понятных правил. У кайтбордеров до сих пор нет зеркал заднего вида, поэтому,
приближаясь к человеку со спины на достаточно близкое расстояние (по сути догоняя его на этом же курсе),
вы должны трезво оценивать свои возможности и понимать, что вся ответственность в случае столкновения принадлежит исключительно вам. Вы рискуете, упав по ветру в случае порыва или разгона, протаранить ни о чем не подозревающего райдера либо просто впиляться в него, если тот резко сбросит скорость. Исключить столкновение можно только полным контролем оборудования с отменным вырезанием на ветер. Но лучше притормозить, либо на скорости увалиться по ветру, опуская в этот момент свой кайт пониже.
Поделить ответственность (вместе с синяками, ссадинами и повреждениями оборудования) можно только в том случае, если тот самый райдер, которого вы обгоняете, вдруг резко уходя в прыжок ( активный разворот / торможение), перекинул кайт в другую сторону, обмотав им стропы вашего кайта или оказавшись ВДРУГ на траектории вашего движения, но уже с отличной от вашей скоростью. По сути, избегая подобной ситуации, получаем еще одно правило:
перед прыжком или разворотом нужно обязательно осмотреться: убедиться, что никого нет сзади и на безопасном расстоянии ниже по ветру, куда вы собираетесь приземлять (примерно 50 метров). А также очень неплохо бы убедиться в том, что никакой почитатель таланта Децыла , в чьи стропы можно было бы ввязать и свое макраме, не обходит вас в данный момент выше по верху (на расстоянии меньше чем 15-20 метров).
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что
и на параллельных, и на встречных курсах человек, проходящий галсом выше по ветру, приподымает кайт при расхождении /обгоне/, а человек, проходящий ниже – опускает. Иначе риски втараниться кайтами или схлестнуться стропами огромны.
Выход на воду с пляжа или прохождение прибойной волны (будь то бодидраг, либо просто на ходах) тоже сопряжен с повышенной опасностью. Исходя из того же разумного побуждения уменьшить риски в это время, определяем приоритеты:
человек, выходящий на воду с берега или проходящий прибойную волну всегда имеет первоочередное право движения по сравнению с катающимися на воде либо за прибоем райдерами (особенно это касается идущах навстречу).
До этого все правила были просты в запоминании, так как их легко вывести заново, пользуясь исключительно разумом и опытом. Есть одно правило, которое нужно просто запомнить. Им пользуются парусные суда, идущие навстречу друг другу разными галсами по отношению к ветру, в том числе виндсерферы и кайтбордеры.
Судно, идущее правым бортом к ветру (правый галс), имеет приоритет оставаться на своем курсе по отношению к судну, идущему левым бортом (левый галс), которое должно в таком случае уступить дорогу, следовательно, слиться по ветру. Просто запомните, что как в русском, так и английском «прывый» обозначает «прав».
Другой вариант трактовки этого правила: суда на встречных курсах расходятся левыми бортами, тобишь такая своеобразная трактовка «правостороннего движения» на воде.
Есть еще одно неприятное кайтеру правило, определенное молодостью спорта. Так как кайтсерфинг – штука новая и часто непонятная обычным смертным пользователям ветра и океана, то лучше уступить им дорогу в спорной ситуации.
Я бы добавил еще одно правило, идея которого уже звучала в начале статьи: в опасных и спорных ситуациях ответственность за разруливание разумно распределять не только с точки зрения правил приоритета, но и учитывая опыт райдеров. В России на дороге это правило называют правилом 3-х «Д», в такте элитного спорта я возьму на себя смелость перефразировать его так: Уступи Ученику Дорогу.
Кроме того, есть еще элементарные правила поведения на пляже. Экип на линии входа/выхода, прибоя не оставлять, там же подолгу не задерживаться и самому. Если не желаете увидеть свои стропы покоцаными, лучше их смотать (или как минимум переложить параллельно остальным) Секрет и задача этих правил просты: минимально мешать собой и своим оборудованием окружающим и создавать минимальные риски. К сожалению, далеко не всегда люди вменяемо и трезво их оценивают. Бойтесь таких людей, либо не поленитесь объяснить им их неправоту, если твердо можете аргументировать это и ваша весовая категория имеет право некоего приоритета аргументов в любой ситуации.
Удачи и мудрости Вам на воде!
/при перепечатывании материала упоминание автора и ссылка на ресурс обязательна /